Психоанализ постулирует, что человек не все о себе знает и его знание о себе, о мире может быть искажено. То есть, предполагается что за рациональным мышлением, сознательными желаниями лежит бессознательный пласт психического, влиянию которого мы подвержены каждый момент времени. Навязчивое повторение мыслей, ситуаций, поступков этому свидетельство. При навязчивостях мы чувствуем, что не свободны в своем выборе, словно нами управляет неведомая сила, а именно бессознательные мотивы.
Мы так устроены, что уже на уровне восприятия, реальность интерпретируется. Накладывая на стимулы свою психическую организацию, мы тем самым искажаем реальность, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.
Почему мы создаем те или иные иллюзии, заставляя себя верить, что иллюзии и есть реальность?
Предлагаю вернуться к самому началу. Нахождение в утробе самый безопасный и спокойный период существования человека. Рождаясь, младенец оказывается в ситуации хаоса, его атакуют различные стимулы, исходящие как изнутри его тела, так и снаружи (свет, температура воздуха, атмосферное давление, запахи).
Что можно испытать в связи с этим? Сильное возбуждение, боль и ужас. Эти переживания вынуждают младенца начать структурировать стимулы определенным образом, выстраивать защиты от чрезмерных переживаний, с целью сохранить свое зарождающееся Я. В этом ему помогает любящая, заботливая и внимательная к потребностям младенца, мать. По мере развития, мы сталкиваемся с разными гранями реальности, например, отделенностью Я от Я-другого, инаковостью другого человека, разницей полов, собственной ограниченностью, конечностью жизни. Подобные открытия серьезное испытание для нашей психики.
Главный принцип функционирования психики — получение удовольствия и избегание неудовольствия. Психическое начинает развиваться тогда, когда начинает учитываться принцип реальности, который присоединяется к изначально существующему принципу удовольствия. Принцип реальности предполагает получение удовольствия от удовлетворения потребности через какой-то период времени, поэтому так важна способность младенца выдерживать боль и фрустрацию, связанную с ожиданием, с отсутствием удовлетворения здесь и сейчас.
Удовольствие стремиться игнорировать реальность, а внешняя реальность, в свою очередь, находится в полной оппозиции с нашим удовольствием. И тогда задачей субъекта становиться отрицание невыносимой для него реальности. Переживание боли, призвано предотвратить возвращение в психику неприятных, невыносимых переживаний и воспоминаний.
Но избавиться от того, что было когда-то воспринято, невозможно. Отщепленная, вытесненная истина возвращается в виде симптома (психического, поведенческого, соматического).
Способность выдерживать фрустрацию и боль у всех людей различна, чем ниже эта способность, тем сложнее принять различные аспекты реальности.
Психологические защиты призваны защитить нас от регистрации эмоционального опыта, который грозит ввергнуть нас в хаос, разрушить наше Я.
Суть анализа, как технической и клинической процедуры в том, чтобы помочь субъекту обнаружить и принять неприглядную, болезненную правду, правду, которая тождественна реальности, от восприятия которой субъект защищается. Само по себе обнаружение правды целительно. Через интеграцию отщепленного опыта мы обогащаем свою личность.
Психоанализ не обещает человека сделать счастливым, но более живым, открытым множеству проявлений жизни. Невозможно избавиться от страдания, ведь мы не можем отменить тот факт, что вся наша жизнь пронизана потерями, что мы не всемогущи и что контроль над реальностью лишь наша иллюзия, но можно научиться выдерживать большой спектр переживаний, что сделает нашу жизнь более наполненной и разнообразной.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.