Младенец, после рождения пребывает в хаосе, переживает состояние сильной тревоги, которое связано с беспомощностью перед внешними и внутренними стимулами. Механизмы, которые помогали бы ему справляться со своим возбуждением отсутствуют. Все части тела переполнены активным страданием. В это период еще нет разделения психического и физического, Я от не-Я, внешнего от внутреннего. Младенцу трудно определить, что идет изнутри, а что снаружи, у него нет знания откуда возникает напряжение, есть только ощущения.
Мать является посредником между ним и миром, помогает младенцу справиться с большим количеством раздражителей, которые обрушиваются на него, выступая своего рода щитом против возбуждения.
Достаточно хорошая мать чувствует потребности своего ребенка, она становится зеркалом для него, отражая ему какой он есть. Когда мать кормит дитя, она кормит не только молоком, но и психически, фантазируя чувства и психические состояния связанные с младенцем, это знание младенец вбирает внутрь себя, начинают формироваться представления о себе, о матери о внешнем мире.
Младенцу необходимо иметь ощущение непрерывности собственного существования, он должен постоянно чувствовать себя во взаимодействии с матерью, как только матери нет дольше, чем ребенок может выдержать ее отсутствие, он переживает обрыв собственного существования, переживая ужас и примитивную агонию. То есть отсутствие матери должно быть оптимально фрустрирующим.
Матери должно быть ни много ни мало, ровно столько, сколько необходимо данному конкретному младенцу. Задача матери соответствовать ожиданиям этого младенца, приспособиться к нему, путём идентификации с его потребностями.
Жизненная энергия вкладывается в ребенка извне, его матерью и близким окружением через любовь и заботу. В первый год жизни создается своего рода резервуар жизненной энергии, из которой субъект будет черпать свои жизненные силы всю свою жизнь.
Спокойное, стабильное, постоянное, наполненное нежностью и вниманием присутствие матери, способствует тому, что постепенно телесное возбуждение у ребенка трансформируется в психические репрезентации, наполняющие внутренний мир. Формируется переходное пространство, которое позволяет ребенку выдерживать все большую дистанцию от удовлетворяющих объектов. Начинают появляться переходные объекты, например, плюшевый мишка, к которому ребенок очень привязывается. Игрушка, на какое –то время становиться заместителем мамы, что позволяет ребенку выдерживать разлуку.
Вторая функция матери является способность делиться с ребенком своим удовольствием. Ребенок рождается с потребностями, у него еще нет желаний. В процессе удовлетворения этих потребностей матерью, она делится своим удовольствием с ребенком. Ведь ребенок становиться объектом ее желаний и она получает удовольствие от взаимодействия с ним. За счет этого удовольствия потребности ребенка становятся желаниями ( например: сначала был голод, который нужно было утолить, а потом появляется удовольствие от утоления голода).
Чтобы мама могла достаточно хорошо выполнять материнскую функцию для младенца, все ее окружение должно помогать ей в этом, заботясь о благополучии пары мать и дитя.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.