Инцест — (лат. incestus — нечистый, порочный) – это сексуальный акт между двумя людьми связанными тесными узами подобно браку (кровосмешение). Эти действия не обязательно связаны с генитальностью, но всегда имеют сексуальный характер. Все инцесты между взрослыми и детьми могут расцениваться как форма изнасилования, так как возраст ребенка не позволяет ему дать согласие на ту или иную сексуальную провокацию. Говорить о «свободе выбора» в семье, где действуют тонкие и мощные человеческие взаимосвязи – взаимоотношения между детьми и родителями, основанные на глубокой привязанности и любви не приходится. Ребенок зависим от своих родителей, они имеют реальную власть над ним, могут наказать ребенка, лишить его необходимого, причинить ему боль. Сексуальное поведение включает в себя действия сексуального обольщения и сверхстимуляции.
Ф.Эритье расширяя понятие классического инцеста, выделяет три типа инцеста.
«Инцест первого типа»- это классический инцест, парадигмой которого являются инцест отец-дочь.
«Инцест второго типа». Парадигмой этого типа являются инцест мать-дочь. В данном случае рассматривается связь, когда два близких родственника имеют сексуальные отношение с одним и тем же партнером. В основе данного типа инцеста лежит физиологическая реальность, так называемая «телесная влага», речь идет о «коллизии запрета» между идентичными субстанциями. Здесь нет как таковой кровосмесительной связи, и поэтому данный тип инцеста не стал объектом повсеместного запрета.
Когда речь идет об инцесте первого или второго типа, общим для них является вовлечение в отношения двух идентичных лиц: это идентичность по крови (инцест I типа) и идентичность телесная (инцест II типа). Так же она расширяет проблему инцеста до ее внутрипсихического измерения, и включает в понятие инцест то, что называют «платоническим инцестом», являющимся по сути нарциссическим злоупотреблением. Здесь речь идет о формировании партнерской пары исключающей третье лицо, как и в случае инцеста I типа. Инцестуозные отношения дочь-мать, где исключается отец, как третий, формируются легче, и имеют более злокачественный характер, так как обе они одного пола при этом одна становится зеркалом для другой, а вторая – нарциссической проекцией себя. Эта связь способствует возникновению проблем с идентичностью в ущерб существующих взаимных связей. Это влечет за собой смешение идентификационных ролей матери и дочери, взаимное проникновение мыслей и чувств до того состояния, что мать и дочь совершенно доверяются друг другу во всех своих мыслях и чувствах, меняются одеждой (у них одна кожа на двоих), стерты все границы и все виды различий. Исключение третьего лица, возникновение бинарности, является общим для трех типов инцеста. «Третий», это то, кто запускает механизм дифференциации, включает логику различия. Провал в дифференциации может повлечь за собой возникновение безумия. Запрет на инцест, таким образом, состоит в том, «что наши общества отвергают отношения двух идентичностей», хотя запреты эти различны.
Понятие «инцестуозность», было введено в 90-х г. прошлого века французским психиатром психоаналитиком Поль-Клодом Ракамье, который пытался разобраться, что лежит между неврозом и психозом. Данная концепция основана на двух понятиях: сексуальная практика инцеста и инцестуозные фантазмы и желания, представляющие собой Эдипов комплекс. Инцестуозность по П. Ракамье связана с инцестом, это влечение, желание или фантазии инцестуозные по своей природе, направленные к инцестуозному объекту, который находится под запретом. Инцестуозные желания это фантазии первосцены, и имеют отношение к неврозу, а желание инцеста как свершенного акта — к психозу.
Разрабатывая свою концепцию, П. Ракамье вводит понятие инцестуальности, здесь идет речь об атмосфере инцеста, когда в воздухе пахнет инцестом, но никакого инцеста нет. Он уподобляет это понятие нарциссическому единству, фантазму о слиянии, в котором отсутствует всякая энергия сексуальной природы, а присутствует только энергия самосохранения (в случаях психоза). Данное понятие дополняет описание того, что в русском языке понимается под инцестуозностью.
Таким образом, об инцестуозности мы будем говорить тогда, когда речь идет об инцесте; об Эдиповых желаниях; и когда речь идет об инцестуальности, то есть слиянии в единое целое субъекта и объекта, в котором игнорируется различие по полу и возрасту.
Многие авторы предполагают, что инцест является реализацией фантазма. Но для П.Ракамье инцест представляет собой конец фантазма. Инцест это не реализация эдиповых фантазий, а скорее отсутствие, запрет на такого рода желания и фантазии, а следовательно, и на развитие внутрипсихического пространства. Инцест не приводит к приобретению или сохранению чего-то ценного в семьях, скорее к потерям, и нет ничего более анти-либидинального чем эти связи, они не несут жизнь, они несут смерть.
Историю Эдипа, П.Ракамье рассматривает как пример инцеста свершившегося сексуального акта. Все участники этой трагедии стали жертвой трагических обстоятельств и ошибок. История Периандра (Приама), которого соблазнила мать с тем, что бы он стал королем, а она оставалась при нем королевой, это пример бессознательного кровосмесительного влечения, здесь на первый план выходят перверсия, использование, ложь, обман и насилие. Когда речь идет об инцестуальности, или нарциссическом единстве П.Ракамье приводит в пример семьи, в которых все перепутано, где имеет место быть смешение поколений, нарушение границ и ролей, где все окутано семейными тайнами и секретами, отрицанием и агрессией.
(ВКР на тему: «Инцест и инцестуозность в психоаналитической теории и практике» Переладова О.Ю. )
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.